ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ
Е. В. Незнаева, М. С. Фесенко
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Аннотация. В статье представлены основные направления использования информационных технологий в спортивных мероприятиях по баскетболу, описаны особенности каждого направления.
Ключевые слова: информационные технологии, спорт, организация соревнований, баскетбол

Актуальность. История применения информационных технологий (ИТ) в спорте началась в 1960 году. В этом году впервые на Олимпиаде был использован компьютер, а спустя ещё 36 лет – сеть Интернет для обнародования результатов соревнований Олимпиады, проходившей в Атланте. Это стало большим прорывом в индустрии спорта [3]. Спустя 60 лет ИТ доказали свою эффективность в организации тренировочного процесса и соревнований, мониторинге спортивной деятельности, реабилитации, образовании, спортивном маркетинге, киберспорте, судействе.
В настоящее время сложно представить спортивное мероприятие без ИТ, которые служат инструментом для трансляции состязаний, фиксации финиша, определения нарушения правил, просмотра видео повторов судьями при решении спорных ситуаций и т. д. Эти нововведения вывели спортивные соревнования на новую ступень, при котором повышается уровень мероприятия и судейство осуществляется с наивысшей точностью [3, 4].
Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная индустрия является одной из самых технологичных отраслей, что делает ИТ ее неотъемлемой частью. В результате исследования были выделены функции, которые осуществляют ИТ на соревнованиях по баскетболу:
  • организация и подготовка соревновательной деятельности;
  • обслуживание соревновательной деятельности;
  • маркетинг соревновательной деятельности;
  • контроль соревновательной деятельности.
Организация и подготовка соревновательной деятельности осуществляется организационным комитетом и спортивными менеджерами. ИТ широко используются для автоматизации процессов, коммуникации с участниками и сотрудниками. В их задачи входит планирование и решение логистических задач, финансовых вопросов, грамотное распределение ресурсов, составление различных графиков, например распределение времени игр, пробных тренировок и т. д. Также они несут ответственность за сбор и обработку документов (заявок). На выездных матчах также необходимо оформлять билеты и бронировать места проживания, планировать дневные графики спортсменов, организовывать питание. Решение всех этих задач облегчают ИТ, которые существенно упрощают весь процесс планирования и организации соревнований, мероприятий, управление рабочими звеньями и документацией [2, 5, 6].
Обслуживание соревновательной деятельности в баскетболе значительно повысило уровень организации матчей. Привычное нам электронное табло раньше было механическим и отображало минимальное количество информации. Сегодня системы контроля игрового времени, счёта, количества нарушений, статистики и т. д. компьютеризированы и являются одной из важнейших составляющих матча. Еще один пример – современная система видеоповтора IRS (система мгновенного видеоповтора), которая позволяет судьям решать спорные ситуации. Все это привело к изменениям официальных правил ФИБА: сегодня тренер имеет право один раз за игру запросить у судей видеоповтор игровой ситуации, если считает решение судей ошибочным. Данное оборудование готовится заранее и тщательно проверяется на предмет исправности, так как при его некорректной работе матч может быть остановлен до устранения неисправностей или вовсе перенесён.
Маркетинг в баскетбольной соревновательной деятельности – самый яркий пример использования ИТ. Продажа и покупка билетов, фирменных товаров, – всё осуществляется на онлайн площадках или через специально разработанные приложения. Работа маркетологов в социальных сетях и на сайтах решает множество задач:
  • информирование,
  • продвижение мероприятий команды,
  • взаимодействие с болельщиками,
  • рекламные задачи,
  • поиск спонсоров и партнеров и т. д.
При помощи этих информационных инструментов реализуются практически все задачи, стоящие перед данной областью [2, 4].
Контроль соревновательной деятельности подразумевает хранение и обработку документов, таких как протокол, заявки команд, статистика матча и другие, в цифровой среде. Грамотное структурирование информации позволяет сделать этот процесс более быстрым и экологичным, вследствие сокращения расхода бумажных ресурсов. ИТ позволили осуществлять онлайн трансляции и запись игр, сделав матчи доступными для всех желающих [1, 4].
Заключение. Использование информационных технологий в организации соревнований по баскетболу ускоряет процессы подготовки, проведения, контроля и маркетинга. ИТ способствуют повышению эффективности работы организаторов и судей, их развитие способствует введению новых правил игры. В результате применения ИТ формируется огромная база данных, которая может быть использована для выявления новых особенностей игры.

Список литературы

  1. Антощенко А. Ю. Информационные технологии как инструмент проведения спортивных мероприятий // Тезисы докладов ХLIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа : материалы конференции, Краснодар, 01 февраля – 31 марта 2022 г. / редколлегия И. Н. Калинина [и др.]. Том 4. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. С. 166–167.
  2. Бецуков И. Р. Информационные технологии как инструмент спортивного менеджмента при организации спортивных соревнований // Там же. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. С. 175–176.
  3. Железнякова, М. Е. Цифровые технологии в спортивном соревновании // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции, Коломна, 14–17 февраля 2018 г. / под общей редакцией Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 158–162. EDN XWNBFZ.
  4. Эктов, А. О. Цифровые технологии в спорте: понятие и современное состояние // Современная молодежь и общество. 2020. № 8. С. 106–109.
  5. Li C., Wang Z. Research on the Applications of Information Technology in Sport Management // Information and Business Intelligence. 2011. 268. P. 247– 252. https:// doi.org/10.1007/978-3-642-29087-9_37.
  6. Nalbant K., Aydın S. Literature review on the relationship between Artificial Intelligence Technologies with Digital Sports Marketing and Sports Management // Indonesian Journal of Sport Management. 2022. № 2(2). P 135–143. https://doi.org/10.31949/ijsm.v2i2.2876.


Made on
Tilda